Внимание! Новый раздел "Дополнительные услуги"                                                                 Заявки на часы order@k-ng.ru

онлайн-
запрос
служба
времени
ВКонтакте e-mail
8 (495) 632-28-64
8 (499) 265-70-92

21-08-2024

Как провожают поезда? Теперь практически беззвучно, а до 1914 года их провожали почти также, как пароходы — ударом в станционный колокол.

Одним ударом в колокол служащий извещал, что пассажиры и провожающие должны поторапливаться — отправление через несколько минут, двумя объявлял о том, что отъезжающим нужно занять свои места в вагонах, а тремя — давал сигнал к отправлению состава.

Именно действующий станционный колокол был на первоначальном варианте проекта восстановления новгородского железнодорожного вокзала. Историческое здание было разрушено во время Великой Отечественной войны. Новый вокзал построили в 1948-1953 годах по проекту крупного теоретика и практика железнодорожного строительства, доктора архитектуры Игоря Явейна.

Но прогресс не остановить, и как когда-то автомобили вытеснили с городских улиц гужевой транспорт, так и станционный колокол уступил место в арке большим часам.

Большие часы на башне — исторически сложившийся знак вокзала — символ точного времени, считал Игорь Явейн.

Часы он сделал ажурные, с двойным циферблатом: внутренний — белый непрозрачный круг с контрастной тёмной шкалой от 1 до 12, а внешний — чёрный решётчатый, наоборот, с белыми цифрами от 13 до 24.

Также есть часы и внутри вокзала, а в проекте 1946 года часы предполагалось установить и на фасаде, выходящем на перрон.

Вокзал работал практически без ремонта до начала 1990-х. В 1992 году вспыхнул пожар. В огне наиболее сильно пострадала левая (южная) часть здания. Были частично уничтожены перекрытия, конструкции и интерьеры зала ожидания, ресторана и комнат отдыха.

Реконструкция памятника архитектуры по разным причинам растянулась на 10 лет. Не забыли и про изюминку здания — вокзальные часы. Их восстановили и перезапустили в 2002 году в том самом виде, как их задумал Игорь Явейн.

Говоря о наследии отца, сын архитектора Олег Явейн, участвовавший в реставрации вокзала, отметил: «Новгородский вокзал — пожалуй, единственный пример симбиоза неорусского стиля и русского авангарда, выполненный мастером, прошедшим школу конструктивизма 1920-х годов. В годы, когда ориентация на авангард была почти равнозначна политическому обвинению, Явейн нашёл способ обойти этот запрет. Некоторые осознавали это ещё тогда, называя Явейна «конструктивистом, ушедшим в новгородское подполье»».
Адрес: г. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 5

Источник: Анна Белова