«Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей?», — спрашивал когда-то писатель и литературный критик Виссарион Белинский.
«Да, любим», — уверенно ответим мы. Особенно, если театр украшен часами.
Бывает, что часы помогают погрузить зрителя в сказочную атмосферу, как, например, делают это часы на кукольных театрах в Москве или Воронеже. Или подчёркивают строгость и приверженность классике — как на Академическом Русском театре им. Е. Вахтангова во Владикавказе. Или придают величественности, как часы на здании театрально-концертного зала Виктория в Сингапуре.
Или, наоборот, напоминают о скоротечности приятных моментов. Тогда часы размещают в зрительном зале над сценой.
Так, например, поступили в Мариинском и Михайловском театрах, установив круглые циферблаты со стрелками в декорациях над занавесом. А вот в Опере Земпера в Дрездене решили, что стрелки будут не очень хорошо видны из зала, и отдали предпочтение инновационным для середины XIX века часам с цифровой индикацией. В их основе механизм с двумя вращающимися против часовой стрелки барабанами, на которых нанесены цифровые деления. В двух отдельных окошках римскими цифрами отображались часы, а арабскими — минуты. Вот вам и прототип современных цифровых часов!
В неаполитанском театре Сан-Карло сложными механизмами решили не пользоваться и в арке над сценой разместили декоративный часовой циферблат, на котором муза театра пытается остановить ход времени, демонстрируя, что над искусством оно не властно. А вы согласны с неаполитанцами?
Фото из открытых источников Интернета.