Внимание! Новый раздел "Дополнительные услуги"                                                                 Заявки на часы order@k-ng.ru

онлайн-
запрос
служба
времени
ВКонтакте e-mail
8 (495) 632-28-64
8 (499) 265-70-92

11-07-2019

Уличные городские часы Москвы: история длиною в век

*обновлено в феврале 2023

В Москве больше 1000 типовых уличных часов. Сложно поверить, что их так много! Ведь очень часто мы не замечаем их в повседневной суете. Зато, когда они попадаются на глаза, мы привычно сверяем по ним время, а самые романтичные из нас назначают свидания «под часами».

Если убрать городские часы с привычных мест, то все сразу замечают их пропажу и все неудобства, связанные с их отсутствием. Потому Департамент жилищно-коммунального хозяйства Москвы строго следит за состоянием уличных чалов и обеспечивает их корректную работу.

Часы современного типа появились в Москве в 1996 году. За более чем четверть века эта модель прошла несколько модернизаций, но всегда её отличительной чертой была точность хода. Работа городских часов круглосуточно поддерживается специалистами «Службы времени», которые следят не только за корректностью хода стрелок, но и сохранностью часовых блоков, их освещенностью и читабельностью в любых условиях.

Типовые городские уличные электрочасы – 1055 штук — расположены на опорах сетей наружного освещения, проще говоря, фонарных столбах вдоль улиц. Помимо этого, 28 часов различного дизайна на самостоятельных опорах украшают московские скверы и бульвары.

В восприятии обывателя часы ассоциируются с набором шестеренок. Но к современным типовым уличным часам Москвы это не относится. Они электрические с электронным блоком управления.

До революции

Уличные часы появились в Москве более 100 лет назад и с самого начала были электрическими. Конечно, это были совершенно другие часовые блоки, но работали они также как и сегодня от городской электросети и аккумуляторов. Их появлению в 1912 году горожане обязаны Управлению Московских электрических железных дорог (УМЭЖД) и развитию трамвайного движения.

Новый электротранспорт вытеснял с улиц привычные для того времени конки, и трамвайная сеть активно расширялась. Популярность трамвая стремительно росла. В целях сделать его более удобным УМЭЖД объявило, что на восьми маршрутах после 23:00 интервалы между рейсами будут 10 минут, а последний  будет отправляться с Театральной площади в 00:10-00:15. Чтобы пассажиры лучше ориентировались в расписании «электричек» (так студенты называли трамвай), управление повесило на остановках часы.

Работы по монтажу инновационной для своего времени общегородской часовой системы начались 3 апреля 1912 года. Событие широко освещалось в прессе. Например, в «Московском листке» от 4 апреля 1912 года писали: «На трамвайных линиях нововведение: в наиболее оживленных пунктах города, на площадях и людных перекрестках, устанавливаются часы. В ночное время часы, укрепленные на фонарных столбах, будут освещаться электричеством. Таких часов предполагается установить 50 штук».

Первая московская городская система часов работала по принципу первичных и вторичных хронометров. Первичные часы – маятниковый механизм в изолированной стеклянной камере – установили в здании Московской городской думы. Ежесуточно точность их хода сверялась с эталонными часами в Московской астрономической обсерватории.

На трамвайных остановках были установлены вторичные часы – часовые блоки, управляемые центральной станцией по воздушной электрической двухпроводной сети. По проводам ежеминутно подавались электрические импульсы, и стрелки всех часов города синхронно двигались, перескакивая на одно минутное деление.

Инженер Н. Н. Кокушин в книге, изданной в 1913 году, писал: «Полгода тому назад по всей Москве установлено большое количество электрических часов, преимущественно на трамвайных остановках. Таким образом, Москва приблизилась к Парижу, где электрические часы установлены чуть ли не на каждом фонарном столбе».
В итоге к 1913 году общая численность часовых блоков достигла 138 штук.

Сейчас первая электрочасовая станция Москвы, хранится в Политехническом музее. По результатам исследований куратора и хранителя собрания музея «Приборы времени, часы» Т.А. Фокиной электрочасовая станция была признана памятником науки и техники I категории.

Эта станция управляла работой всех городских электрочасов с 1912 по 1975 год.

Советский период

Следующий этап в развитии городского часового хозяйства связан с Олимпиадой 1980 года. Вся страна, включая советскую столицу, готовилась к приему спортсменов, иностранных делегаций и первых лиц государств с особым трепетом. Дни подготовки и проведения Олимпиады-80 горожане и сегодня вспоминают с ностальгией.

Конечно же, особое внимание было уделено убранству улиц. Именно тогда в Москве появились и новые городские часы. Часовые блоки в тонком корпусе размером 1,0 х 1,0 м с надписью на циферблате «Стрела» заняли место на мачтах городского освещения столичных улиц; для вокзалов существовала специальная модель круглой формы. Технически каждые часы по-прежнему не были автономны и работали как вторичные.

Обе модели сегодня живьем можно увидеть в музее «Огни Москвы» в Армянском переулке.

Наше время

Поворотным моментом стал 1996 год, когда мэр Москвы выпустил распоряжение «О замене уличного часового хозяйства Москвы». Благодаря этому 300 городских часов на фонарных столбах были полностью заменены. Позже, в 2005 году, правительство Москвы распорядилось продолжить работы по замене уличных часов, а также увеличить их количество.

Современные московские часы больше не вторичные – им не нужно получать импульсы от какой-либо удаленной часовой станции. Внутри каждого часового корпуса встроен автономный электронный блок управления, который отвечает за точность показаний и правильность хода стрелок. То есть все они стали первичными!

Это позволило сделать огромный шаг в развитии часового хозяйства столицы. Городские власти смогли отказаться от аренды помещений для размещения первичных часовых станции, а также избавиться от многих километров проводов, которые соединяли первичные часовые станции с часами на столбах, а это пучок из 20-30 проводов к каждому часовому блоку!

Сегодня коррекция стрелок происходит по спутникам GPS/ГЛОНАСС автоматически. В исключительных случаях специалисты «Службы времени» прибегают к корректировке стрелок в ручном режиме: они выезжают на место к сбившимся часам, специалист-электромонтажник поднимается к ним на вышке, подключает пульт к электронному блоку и с его помощью производит донастройку.

Как и 111 лет назад, городские часы питаются от городской осветительной сети в темное время суток, а днём работают от аккумуляторов.

Периодически каждый из 1083 часовых блоков демонтируется и проходит плановое обслуживание в мастерских. Здесь его чистят, реставрируют в случае необходимости, проверяют или восстанавливают работу электронного блока управления, а затем возвращают на прежний адрес в город.

Помните, время ценно!

Источники:

  • Руга В., Кокорев А. «Повседневная жизнь Москвы. Очерки городского быта начала XX века», – М.: АСТ, Астрель, 2010
  • Рубцова В. «Точнее не бывает», газета «Невское время», 10 июля 2003
  • Фокина Т. «Первая электрочасовая станция Москвы», журнал «Наука и жизнь», август 1999
  • Постоянная экспозиция музея «Огни Москвы»
  • Фотоматериал из открытых интернет-источников
  • Антикварные открытки с видами Москвы из частных коллекций